Кристиан Диор. 70 лет Империи Красоты

320 400
© iStock 
"Женщины, наделенные от природы обостренной интуицией, не могли не понять, что я мечтал сделать их не только более красивыми, но и счастливыми".
Кристиан Диор

В июне 1959 года в Москве появились необычные афиши, приглашавшие всех желающих посетить показ моделей женской одежды французского "Дома моды "Христиан Диор". Показ, на который все желающие, естественно, не попали, прошел с 12 по 16 июня в битком набитом зале "Труд" дома культуры "Крылья Советов". За два дня до этого в аэропорте "Внуково" совершил посадку французский самолет. По трапу на советскую землю спустились посланцы буржуазного Парижа: двенадцать девушек-моделей, несколько представителей обслуживающего персонала и молодой глава знаменитого Дома моды Ив Сен-Лоран. Багаж прибывших состоял из огромного числа платьев и шляп, гигантского количества аксессуаров, множества туфель, массы косметики, 500 литров духов и нескольких десятков книг детективного содержания. Были в багаже и хорошие сигареты, и распечатанные экземпляры подробной инструкции, как себя вести в столице мира и социализма. В "Труде" состоялось 14 показов, каждая модель выходила к зрителям 140 раз. Прогуливались эти суперстильные девушки и по улицам Москвы. Фотокамера американского фотографа Говарда Сочурека (Howard Sochurek) запечатлела для журнала "Life" лица москвичей, впервые увидевших такую невероятную красоту на улицах города, на Красной Площади, в ГУМе и даже на колхозном рынке.

Почти за два года до этого Париж проводил в последний путь основателя Дома моды Кристиана Диора, ошибочно названного в московских афишах Христианом. Выдающийся модельер скончался от внезапной остановки сердца, оставив для всех свою главную заповедь: "Цивилизация, которую мы защищаем, – вот истинная роскошь", и крупнейшую в истории Империю женственности и красоты.

16 декабря 1946 года он без помпы и прессы открыл свое пошивочное ателье в Париже, в доме 30 на улице Монтень, придав ему неофициальный статус "мастерской средневекового ремесленника". Ему было 42 года.

Только что кончилась Вторая мировая война. Европа постепенно оправлялась от величайшего в истории человекоубийственного кошмара. Люди приступали к налаживанию мирной жизни. Ателье оказалось невиданной раньше мастерской красоты и изящества в тот первый послевоенный год. 12 февраля 1947 года Кристиан Диор продемонстрировал 90 моделей ручной работы. Каждая модель была выполнена по его эскизам и создавала образ шикарной женщины с прямой спиной, высокой грудью и осиной талией. Так появился в мировой моде New Look – Новый Взгляд на все, во что может быть одета женщина с утонченным вкусом и нестесненная в средствах.

630 300
© iStock 

Десятки лет отделяли сенсационную демонстрацию от ухоженного сада с многообразием розовых кустов, от родительского дома с розовыми стенами в нормандском Гранвиле, родины великого кутурье, – городке на берегу Ла-Манша, где фабрику по производству сельскохозяйственных удобрений и моющих средств открыл дед Кристиана, заложив основы химического концерна "Диор". В Гранвиле прошли незабываемые дни детства. Им в "Автобиографии" он посвятил такие строки: "Время счастья, спокойствия, переизбытка всех благ… Чем бы жизнь ни одаряла меня с тех пор, ничто никогда не сравнится со сладким воспоминанием о том времени". То были дни и годы, окрашенные в серое и розовое, в их причудливые сочетания, определившие чуть ли не всю гамму его предпочтений в искусстве.


280 450
© iStock 
После счастливого детства пришла пора безоблачной юности, не омраченная ничем, кроме его категорического отказа посвятить свою жизнь почетной работе дипломата. Родители, которые хорошо его воспитали и дали замечательное образование, мечтали о том, чтобы Кристиан стал полноценным сотрудником посольства или дипмиссии, а он был к этому равнодушен. Он мечтал стать художником, создать что-нибудь такое, чтобы надолго запомнилось человечеству. Его пугала судьба конторского служащего, как механические колеса семейной фабрики. Его привлекала жизнь богемы, о которой родители не были высокого мнения, полагая что богема "погубит нашего Кристиана". Горькое время Великой депрессии погубило семейный бизнес. Отец разорился, будущий кутюрье остался без гроша. Умерла мама. Кристиан заболел туберкулезом. Его богемные друзья собрали деньги на лечение в благоприятной атмосфере Болеарских островов. Кристиан избавился от болезни, открыл художественную галерею. Но в 1939-м началась Вторая мировая война. Он на год попал в армию, затем вернулся в Париж, и до победы антигитлеровской коалиции прожил в нем, перебиваясь случайными заработками и с надеждой когда-нибудь открыть свой дом моделей. В конце 1946-го он с финансовой помощью известного коммерсанта его открыл, и более десяти лет оставался не его директором, а его художественным руководителем, главным художником и портным, ведущим модельером и декоратором, дизайнером, архитектором одежды и любимцем четырех замечательных женщин, главных его помощниц в разворачивающемся с невероятной скоростью предприятии.

В 1947-ом Кристиан Диор достиг творческой вершины в первой коллекции, признанной всем миром моды и его окрестностей как самая выдающаяся коллекция всех времен и народов. За нее он получил "Оскара". Через несколько лет покорил Америку, и постепенно со всех концов света потянулись заказчики: из Англии и Бельгии, Германии и Южной Америки, Австралии и Японии. Он в гениальную одежду одел многих представительниц высшего света, кинозвезд и принцесс, жен банкиров, предпринимательниц и певиц. Оборот предприятия достиг десятков миллионов. Дом Dior стал выпускать аксессуары и духи, шляпки и нижнее белье, пояса, перчатки, сумочки, заколки для волос и чулки со стрелками. Пресса захлебывалась от восторга. В особняке на улице Монтень свет горел семь дней в неделю; модели на показах шли по широким светлым лестницам вверх и по ним спускались вниз; журналисты, зарубежные гости, бизнесмены, светские львицы и львы курили одну за другой ароматные сигареты; и перед каждым показом великий кутурье под утро засыпал на рулонах материи. Работал он почти круглосуточно, рисуя, конструируя, разрабатывая и создавая коллекцию за коллекцией. Теперь фирма насчитывала не 85 сотрудников, как в 1946-м, а тысячи, и все эти люди были специалистами высшей категории. Сам же мэтр не был мэтром в полном смысле этого слова. Не был он похож и на модного дизайнера одежды. Не общался с прессой. Это был человек в строгом костюме, всегда при галстуке и идеальной белизны рубашке, похожий на чопорного служащего какого-нибудь министерства. Человек без семьи, очень одинокий и мечтавший в старости отойти от дел и поселиться в тихом провинциальном месте, окрашенном в серо-розовые тона его детства… Дом он в таком месте купил, но старость не встретил.

Дом Высокой Моды "Кристиан Диор" вот уже семьдесят лет на вершине триумфа. О его истоках, с подробностями "как все было", в стиле "иронического субъективизма" написана автобиография создателя Дома. Он вспомнил все. Карнавальный костюм, придуманный им для младшей сестры, и журавлей на стене детской, лошадей, собак и маленькие корабли; не забыл дом, сад, город, серую воду пролива и белошвеек, которые шили при свете керосиновых ламп и рассказывали мистические истории, полные привидений и духов далеких предков. Он завершил книгу в 1956-ом, за год до внезапной остановки сердца. Утонченно подробной, романтической и мягко иронической получилась она у этого скромного человека в "официальном" костюме, "некоронованного короля женской моды", беззаботное детство которого прошло на берегу Ла-Манша, юность в беспечном Париже 20-х, зрелость в до- и послевоенной столице Франции.

630 300
© iStock 

Дело, которое он начинал, с успехом продолжили его талантливые последователи. Не перечислить всего, что разрабатывает и выпускает эта сверхмодная фирма.

Невозможно назвать всех, кто одевается "от Dior" и погружается в десятки ароматов, "обладающих звучанием всех нот всей самой приятной ботаники". Встречаются и "базовые оттенки", и эти оттенки "тонко создают эффект легкой вуали, невесомой, но влекущей". Иными словами, тех, кого неудержимо влечет хоть что-нибудь приобрести "от Dior", во всем мире сегодня миллионы. Тех, кто, обладая вкусом, не обязательно за громадные деньги, помимо всемирно известных духов, приобретает сумочки и перчатки, носки и галстуки, широкие пояса с большими пряжками и туфли на невысоком каблуке. И у нас теперь почти в каждом крупном городе есть свой небольшой магазинчик с этим брендом, и вряд ли кто угадает в нем историческое событие июня 1959 года с обескураженными лицами москвичей. Справедливо и то, что говорил о себе сам художник, полагая, что в каждом человеке таится множество разных людей. Сколько их было в нем, он не знал, но, по словам Джона Гальяно, главного дизайнера современной Империи красоты, "Присутствие Диора ощутимо и сегодня".



Иллюстрации с сайта: © iStock.

Владимир Вестер • 16.12.2016


© Суперстиль 2005-2017

Все права на материалы, находящиеся на сайте SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.