]]>
]]>

БАБУШКА ПЕРФОРМАНСА. Марина Абрамович

340 400
wikimedia.org 
При слове "художник" воображение рисует одухотворённого человека в берете, который в уединении стоит за мольбертом и водит по холсту кисточкой. Но современные художники бывают разными - всё зависит от стиля, жанра и формы, в которых они себя проявляют.

Перформанс - вид изобразительного искусства, в котором художник в качестве рабочего инструмента использует собственное тело, а действие обязательно совершается в присутствии зрителей, с которыми художник устанавливает контакт и обменивается энергией. Перформанс возник в бунтарские 60-е, когда художники-авангардисты решили в прямом и переносном смысле раздвинуть рамки живописного полотна и сломать все преграды на пути творческой реализации.

Возникновение и стремительное развитие перформанса связывают с именами Ива Кляйна, Вито Аккончи, Германа Нитча, Криса Бурдена, Йоко Оно. В России известны перформансы Олега Кулика, Олега Мавроматти, Петра Павленского. Ну, а бабушкой мирового перформанса называют Марину Абрамович - обычную женщину без каких-либо феноменальных способностей, чьё тело вполне можно заносить в книгу рекордов - уж столько раз его обладательница проводила над ним (и над психикой зрителей) поистине чудовищные эксперименты, будучи на волоске от смерти. Всё ради искусства.

Марина Абрáмович родилась 30 ноября 1946 года в Белграде, столице тогдашней Югославии. Её родители были легендарными партизанами, национальными героями, которые после Второй мировой войны занялись политической и чиновничьей карьерой, так что ранее детство Марина провела у набожной бабушки (её муж, Маринин дед, был братом сербского патриарха Варнавы, причисленного к лику святых).

Родители, чей брак со временем превратился в непрерывную череду ссор и скандалов, всё больше отдалялись друг от друга, и воспитанием подросшей Марины теперь всецело занялась мать - майор Вооружённых сил и директор Музея Революции. Властная и деспотичная женщина относилась к дочери по-военному строго, запрещала даже самые простые и скромные удовольствия, заставляла соблюдать режим дня с ранним отбоем и ранним подъёмом, будила её посреди ночи, если девушка спала в некрасивой позе или мяла постель, сама выбирала ей подруг, а когда те заходили к Марине в гости, надевала на них медицинские маски. Жёсткие христианские и военно-коммунистические догмы, навязанные роднёй, Абрамович позже не преминет обыграть в своих перформансах.

В школе Марина училась неважно, совсем плохо ей давались точные науки, хотя её завораживали опыты Николы Теслы, великого учёного и великого мистификатора. Зато любила рисовать. Когда Марине исполнилось четырнадцать, один взрослый друг семьи шутки ради показал ей, как надо творить шедевры - смешал в ведре краски, вылил на холст и сверху бросил петарду. Марина отнеслась к столь нетривиальному способу создания картины со всей серьёзностью и сделала для себя вывод: искусство - это не только и не столько результат, сколько процесс.

630 300
wikimedia.org 

В тот же год, взяв у матери револьвер, который по старой военной привычке та держала в прикроватной тумбочке, Марина вместе с младшим братом решила сыграть в русскую рулетку. После раунда из двух несостоявшихся выстрелов, заметив, что братишка с перепугу обмочил штаны, девушка пальнула по стопке книг, пробив их насквозь - на сей раз выстрел состоялся. Вот таким был первый, пусть и неофициальный перформанс Марины Абрамович.

Окончив школу, Марина поступила в Белградский университет искусств, а в двадцать лет по настоянию матери стала членом Коммунистической партии. И при этом устраивала закрытые перформансы для однокашников, на которых раздевалась догола и резала кожу бритвой. Пока ей просто нравилось преодолевать собственные комплексы и проверять тело и психику на выносливость, отодвигая границы всё дальше и дальше. Наполнение перформансов смыслом придёт позже.




ЖЖ
facebook

 1  2 3 4
Страницы
Роман Широков • 22.11.2016
Версия для печати


Мобильная версия
Поиск по женскому журналу:






© Суперстиль Женский журнал 2005-2017.


архив // темы // авторы // дайджест // пишите нам // подписка (rss) // реклама

Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на SuperStyle.ru обязательна.

– на правах рекламы


]]>
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 ]]>