Марина Смирнова о людях, коллекциях и истории "Блошиного рынка"


Накануне открытия выставки-ярмарки "Блошиный рынок" Елена Вышинская встретилась с её автором и организатором Мариной Смирновой и узнала, кто и почему ценит старые вещи больше новых, и что вдохновляет Марину и её команду четыре раза в год придумывать выставки на разные темы.

- Марина, из чего родилась идея "Блошиного рынка"?

- Из моей любви к интересным историям и путешествиям. Прокладывая маршруты, я всегда старалась, чтобы они проходили через местные блошиные рынки. Это возможность мимоходом увидеть и прошлое страны, и настроения современных жителей. Знаете, можно собирать магниты на холодильник, а можно коллекционировать впечатления от "блошек" со всего мира.

- В детстве вы бывали на "Блошиных рынках"?

- Конечно, с бабушкой в родной Астрахани. В конце 60-х в местечке Паробичев бугор по выходным дням простиралась бесконечная барахолка. Круговорот старой одежды и бытовых вещиц.

- В семье у вас были коллекционеры, что-то из вещей осталось от бабушки?

- Нет, до меня коллекционеров не было, а от бабушки осталось только старинное кресло-качалка, уютная, но имеющая только эмоциональную ценность вещь.



- А как вы стали коллекционером?

- Моя первая коллекция – снифферы – металлические колпачки разных форм на длинных ручках, применяемые для гашения свечей. Но… по всем поводам мне стали дарить их друзья и родные. И пришло время переключиться на что-то действительно редкое.

- На что?

- Лет семь-восемь назад увидела чашку необычной формы со странной перекладиной в виде бантика. Мне она показалась очень женственной. Но оказалось, что это чашка… для усатых. Их выпускали для офицеров Великобритании и Кайзеровской Германии, которым по уставу было положено носить усы. После Первой мировой войны уставы армий изменились, усы перестали быть обязательными, чашки еще недолго выпускали для гражданских лиц. У меня в коллекции дюжина таких чашек, а на острове Искья в Италии я познакомилась с антикваром из США, у которого их еще больше. У него даже есть чашка для… усатых левшей!



- А вы свои выставляли?

- Конечно. Каждый "Блошиный рынок" представляет спецпроект, посвященный истории предметов. Чтобы заявить тему, надо собрать основу экспозиции, к которой, как правило, присоединяются участники выставки.

Так, в основе спецпроекта "Старинная кухонная утварь" как раз и были мои чашки для усатых, антикварные мясорубки, старинные столовые приборы, назначение которых стало предметом для викторин и обсуждений.

- Какие вещи сейчас представляют для вас самый большой личный интерес?

- Рубиновое стекло. Считается, что секрет его изготовления был известен в древности, но утерян. И заново его открыл Ломоносов, добавив золото в состав стекла.



- Марина, наверное, вы знаете многих людей, коллекции которых начались на вашем "Блошином рынке"?

- Мне кажется, это одна из наших миссий – давать людям дополнительный интерес в жизни. Кто-то из знакомых уже собирает венскую бронзу, кто-то копенгагенский фарфор…

- А как ваши участники и гости влияют на темы и наполненность выставки?

- Выставка работает уже двенадцать лет. Безусловно, и ассортимент, и участники "Блошиного рынка" постепенно меняются – на одном багаже сложно поддерживать интерес, тем более развиваться. При этом за годы сформировалась устойчивая связь между нашими экспонентами и посетителями, например, часть экспозиции изначально везётся под конкретных покупателей.

Большой плюс блошиного рынка – отсутствие специализации. Ведь товарная номенклатура разных стран за последние лет двести – это необъятная величина и просто гарантия неожиданных находок.

- Заметно, что ваши выставки требуют много времени и сил, как вы справляетесь?

- У нас креативная и надежная команда единомышленников.

- На обеих ваших выставках – "Блошином рынке" и "Бижутерии от винтажа до наших дней" - большое число участников из других стран?

- Да, у нас выставляются коллекции из Великобритании, Бельгии, США, Франции, Германии, Канады и других стран, и уже многие иностранные путешественники планируют маршруты так, чтобы побывать у нас на "Блохе" и пополнить свою коллекцию впечатлений.


интервью, искусство, история