Александр Теслер: "Нежность вместо воздуха и солнца"
- Александр Оскарович, вы, настоящий дипломированный врач, а лечите не только таблетками, но и разговорами…
- Думаете я лекарства экономлю или чернила и бумагу, чтобы рецепты не выписывать?
- А может вы психологов не любите и хотите, чтобы они без работы скучали?
- У меня с психологами главное отличие какое: они принимают клиентов, а я лечу пациентов, чувствуете разницу? А словом, лекарством, иглотерапией, гипнозом или другими способами - это моя профессиональная ответственность.
- Как понять, что уже пора записываться к вам на прием?
- Когда перестаёт радовать и получаться, то что до этого радовало и получалось. Если грустно без повода, тревожно, сложно переключиться, кажутся не решаемыми проблемы, которые раньше были повседневными хлопотами.
- А в чём их отличие невроза от психоза?
- При психозе человек считает, что у него все в порядке, а вокруг - враги, которые преследуют такого славного и здорового человека, желают ему зла, сживают со света. При неврозе, наоборот, пациент страдает чувством вины, считает, что все проблемы в нем, что он невыносимо осложняет жизнь ближним. Между тем, невроз - естественная защитная реакция организма на стресс, на проблемы в семье, на работе и т.д. И чтобы вновь начать получать от жизни удовольствие надо принять происходящие в ней перемены.
- Но есть люди старомодные, со своими принципами.
- Я сам такой. И тут я вдохновляю пациентов личным примером - если доктор честно говорит, что он человек прошлого века, но при этом адекватно чувствует себя в существующих обстоятельствах, пациент понимает, что так тоже можно жить.
- Вы не похожи на отстающего.
- Я стараюсь, но понимаю, что уже не смогу так владеть гаджетами как молодежь. И быстрый бег с высоким подпрыгиванием - в прошлом. Я понимаю это и принимаю. И остаюсь собой. Этого же помогаю достигнуть своим пациентам.
- Даже такой профессионал как вы, Александр Оскарович, не всемогущий. Если женщина боится возрастных изменений, если она значительно старше своего избранника…
- Или если ещё бабушка ей внушала, что у неё длинный нос? Иногда удается поговорить и сместить акценты, и, не редко, отговорить от пластической операции, если вы об этом.
- Но иногда и с помощью пластики можно решить внутренние проблемы?
- Вы правы. Если женщине неприятны её веки, уши или нос, даже если они остальным не кажутся уродливыми, небольшая операция наводит душевный порядок. Главное - вовремя остановиться и не оказаться в руках "специалистов", которые будут советовать становиться всё лучше и лучше, красивее и моложе.
- Но неужели, правда, бабушкины слова способны сохраниться в памяти на всю жизнь?
- Отношения с родственниками - вечная тема в психотерапии.
- А религия в современном мире помогает решить внутренние проблемы?
- Если не мешает - помогает. Вера очень поддерживает. Но в религиозных институтах, как и везде, кадры решают всё. У меня было достаточно много пациентов, которые перестали ходить в церковь из-за нетерпимости её сотрудников или прихожан. И кому-то я помог вернуться, но уже в другой храм, например, помог сохранит веру, при всей своей не религиозности.
- С вредными привычками к вам тоже, наверное, обращаются не редко?
- Да, я помогаю справиться с зависимостью. Про алкоголь, например, захотел и выпил – это не алкоголизм, а вот если не хочешь выпивать, а не выпивать не можешь – это алкоголизм.
- Людям ведь свойственно цеплять за то, что доставляет им удовольствие или из-за боязни нового. Курение, секс… Не все готовы заняться спортом, оформить брак официально.
- Некоторые и к разводу не готовы по той же причине. Семья ценна, если в ней гармоничные живые отношения. Но если нет – после развода многим становится лучше и легче, причем это даже на внешности сказывается – люди худеют, чувствуют себя энергичнее и моложе.
- Многим пациентам советовали?
- Тут главное не ошибиться, и помочь человеку принять правильное, полезное для него и партнера решение.
- Александр Оскарович, а правда, что члены одной семьи не должны консультироваться у одного психотерапевта?
- Нет. Мы своих родственников не можем консультировать – т.к. нет пророка в своем отечестве и тетя или сестра послушают тебя и скажут: "а сам ты – дурак, помнишь как в 5 классе бутылку портвейна выпил". И вся польза сведется к нулю.
Зато у меня есть династии пациентов, они доверяют мне детей и внуков.
- Какие пациенты для вас самые трудные?
- Я очень люблю сложных пациентов. Когда я работал в поликлинике, всегда просил отправлять ко мне самых "противных", "скандальных" и неразговорчивых людей. Если не входить в их агрессивное поле – они оказываются приятными, добрыми и благодарными.
- А есть ли какой-нибудь профессиональны совет, который вы можете дать нашим читателям – людям разным и не знакомым с вами?
- Конечно. Быть нежнее друг с другом, добрее и бережнее. Кто-то поддерживает душевное здоровье сериалами, кто-то красит волосы в красный цвет в 40 лет, а не в 16. Кто-то тратит время на игры. Если всё это доставляет радость и не несет беды – поддерживайте друг друга, не критикуйте. Жизнь, особенно в больших городах без солнца, воздуха и свободного времени - трудная и нервная. А хорошие отношения и добрые слова, действительно помогают жить приятнее.
здоровье, интервью, психология