Глеб Зильберштейн: "Работа, которая меняет всё вокруг!"
Недавно в superstyle.ru была опубликована информация из The Times о том, что рубашка Антона Павловича Чехова помогла установить причину его смерти: группа ученых под руководством Альфонсины Д'Амато из Quadram Institute Bioscience и Профессора Миланского Политехнического Университета Пьер Джоржио Ригеттии использовала этиленвинилацетатную пленку (ЕVА), чтобы извлечь следовые количества белковых биомаркеров, на разные патологии и болезни из рубашки, надетой Чеховым 15 июля 1904 года, в день смерти.



О том, какие исторические и современные секреты могут быть раскрыты, один из исследователей - Глеб Зильберштейн - рассказал Елене Вышинской. Учился Глеб на физфаке Новосибирского государственного университета, после окончания которого, начал заниматься созданием биотехнологических компаний в разных странах - Израиле, США, Китае…

- Глеб, чем объясняется ваш интерес к истории и культуре?

- Историческое событие или историческую личность можно изучить, пользуясь современными научными методами, которые дают объективную информацию. Таким образом, гуманитарную дисциплину - историю - можно сделать более точной научной дисциплиной и обнаружить новые исторические факты. Под влиянием современных технологий историческая наука заметно трансформируется. В ней много прикладных подразделов, например, анализ документов и рукописей (дипломатика и палеография), а это бескрайний простор для работы с новыми приборами и методами.

Поэтому я и мои коллеги сконцентрировались на манускриптах, картинах и т.п. (на объектах, которые хранились в достаточно хорошей среде и где велик шанс найти признаки жизни людей, их создававших).



Наша группа использует инструменты и методы протеомики - прикладной науки о белках. А как известно, большинство биомаркеров на болезни - протеины и пептиды (малые фрагменты протеинов). Таким образом, мы очень быстро определились с областью, где мы можем быть полезны, - книги, изобразительное искусство, документы, объекты культурного наследия.

Каждое явление в культуре - это отражение душевного и физического состояния людей, создающих литературу, культурные объекты и ценности. Здоровье - верный соавтор литераторов и художников. Интересно отыскать биомаркеры болезней, остающиеся после авторов в их рукописях и картинах.

- Можно с вашей помощью заглянуть в отдаленное будущее?

- Конечно. Каждый манускрипт, картина, объект культурного наследия со временем будет подробно охарактеризован, у каждой вещи будет свой детальный молекулярный паспорт. Сейчас началась эра “Big data" и "Cloud", поэтому вся молекулярная информация о предметах искусства, культуры и литературы будет храниться на "облаке". Откроются новые исторические взаимосвязи между этими объектами, событиями и их авторами или участниками.

Наиболее важной задачей является "умная" реставрация и хранение объектов культурного наследия. Образно говоря, можно надеяться на биохимический ревизионизм в истории и культуре.



- Расскажите о своей команде, коллегах.

Мои коллеги: Профессор Миланского Политехнического Университета Пьер Джоржио Ригетти, Профессор Миланского Университета Альфонсина Д’Амато, Профессор Технион Эммануил Баскин. От проекта к проекту в нашей команде работают разные специалисты. Команда слаженная и работает успешно несколько лет.

Должностей у нас в группе нет - каждый делает свою часть проекта. На мне - разработка новой аппаратуры и материалов. Профессор Ригетти занимается аналитической химией, на профессоре Д'Амато - масс-спектрометрия и биоинформатика, профессор Баскин делает расчёты и модели. Светлана - моя супруга, занимается координацией проектов с музеями и архивами. Д-р Компаньони (директор Миланского гос. архива) - логистикой объектов исследований.



- Что лично вы узнали, занимаясь исследованиями, о литературе...

- Я лично узнал, что рукописи не только "не горят", но и хранят фантастическое количество информации о людях, их написавших, продолжая накапливать информацию по мере хранения и пользования новыми хозяевами. ДНК, протеины, продукты метаболизма лекарств и еды - всё это проникает в рукописи и документы. Можно узнать, что ел, чем болел, как лечился автор. Аналогично и с предметами изобразительного искусства и художниками. Художники пользовались тем, что было под рукой, - молоко, яйца, животный и рыбный клей, конопляное и другие растительные масла. Все эти природного происхождения материалы использовались и в России, и в Европе для создания шедевров изобразительного искусства.

Письма, документы, картины, книги - они как губка впитывает молекулы из людей, к ним прикасающихся. А современные люди могут "прочесть"эту информацию с помощью современных приборов.



- ...о географии…

- Профессор Ригетти анализировал Библию Марко Поло из флорентийской библиотеки Лауренциана, которую великий путешественник преподнес Кублай Хану. За годы путешествия и хранения при китайском императорском дворе, а после в Лауренциане, эта книга вобрала в себя множество микробов и молекул от людей, ее листавших. Фактически книга, совершив трансконтинентальный вояж, насобирала биоматериал, который можно сейчас "читать". Результаты этого исследования просто ошеломляющие и открытия продолжаются.

- … об истории.

- Мы анализировали документы в Миланском архиве периода освобождения Северной Италии русскими войсками от французских войск, под командованием Генералиссимуса Суворова. Удалось установить, чем питался и что пил полководец, какими косметическими средствами по уходу за париком пользовался, какого цвета был камзол и т.п. детали.

- Как интересно, расскажите.

- Во время вступления русских войск в Милан букли парика Суворова были посыпаны миндальной мукой, а в качестве связующего средства использовали молочную сыворотку. Цвет камзола был красный, а не темно-зеленый, как обычно принято считать, как характерно для того исторического периода.

- Можно ли ваши методы применить в криминалистике?



- Да, криминалистика входит в область нашей деятельности. Идут проекты, в работе над которыми нам предстоит узнать: действительно ли Адам Мицкевич умер от холеры или был отравлен; правда ли Казанова был болен венерическими болезнями или его похождения - увлекательная беллетристика; отдельная деятельность - установление или подтверждения авторства произведений искусства.

- А для удовольствия музеи посещаете?

- Приходишь на выставку, а там… Сейчас же период носимой электроники - смартфоны, смартчасы и прочие гаджеты. У меня всегда с собой самодельные анализаторы на смартфоне, когда я иду в музей или театр.

(Анализировать что-то на месте, не перенося объект из музея в лабораторию, - это уникальная особенность смартфонов). Я сделал анализ выставки Дэмьена Хёрста в Tate Modern (Лондон). После было много шума и веселых разбирательств с адвокатами Хёрста.

- Какой был повод?

- Мы сделали замеры уровня формалина и обнаружили, что уровень паров этого вещества выше безопасного. Результаты опубликовали в специализированном журнале. После на Хёрста начали жаловаться клиенты, которым он продал свои формалиновые произведения.

Адвокаты художника выразили неудовольствие нашей публикацией. Мы были приглашены в офис Хёрста в Лондоне. Там начали делать повторные замеры на его формалиновых арт-объектах. Замеры подтвердили, что в некоторых есть утечки. Позже мы узнали, что Хёрст начал заменять формалин на глицерин (неопасный консервант) и остановил производство формалиновых инсталляций.

Уже только поэтому, безусловно, надо продолжать заниматься "применением" носимой электроники в анализе объектов культуры и искусства!



- Как ваша работа повлияла на ваш характер, образ жизни, принципы...

- Такая работа - колоссально меняет восприятие всего вокруг.

интервью, искусство, наука